Call Close
Отправь цифры с телефона заморского и свяжется с тобою, друже, наш гонец
Али сами наберите на цифры наши диковенные
+7 (911) 034-41-93
Славянский бар-музей "пьяна ель"
Дохристианские верования на Руси
Интерактивная экскурсия
Язычество славян
Точных сведений о божествах и ритуалах славян немного - в основном это летописные источники, где иногда проскальзывают упоминания обрядов, хроники, свидетельства от гостей Руси, археологические данные, церковные поучения против язычества, анализ фолклора и сопоставление славянских данных с данными других индоевропейских (балтийской, иранской, германской и др.) культурных традиций.

Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы, культ предков (поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки участвуют в жизни потомков. Убежденность в том, что боги - прародители, отсюда и иное, несвойственное авраамическим религиям, отношение к богам) и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека, развитая низшая мифология, убеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами магии.
Пантеон славянских богов
Единого пантеона богов у славян не было. В разных областях поклонялись различным богам, могли по-разному именовать богов. Попытку образовать единый пантеон богов предпринял князь Владимир перед тем как принять Христианство. Некоторыми историками принятие Христианства трактуется как следствие неудачной попытки создать свою единую религию на основе язычества.

«И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремъного: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Съмарьгла, и Макошъ».
(с) Слово о Полку Игореве

В нашем красном углу представлены следующие чуры богов:
Велес (Волос) - бог мудрости у славян, покровительствующий ведающим людям, а также бог торговли, благополучия, домашней скотины - "скотий бог". Наряду с Перуном Велес упоминался в договорах с Византией в 971 году, где славяне именем Перуна и Волоса клянутся не нападать больше. В Ленинградской области и по сей день именем этого бога называется район - Волосовский, в лесах которого и по сей день стоит могучий "Велесов камень", а в Новгороде Великом есть Церковь Власия на Волосовой улице. Существует мнение, что на этом месте было капище Волоса.
Гербы Волосово и Волосовского района
В центре герба изображен ромб, разделенный на четыре равные части с точками по середине каждой из них. Учеными этот знак трактуется как "поле". И, действительно, Волосовский район издавна и по сей день славится своими полями. А в левом верхнем углу можно увидеть дань уважения Велесу - голову быка, которая символизирует один из образов Велеса, как "скотьего бога". На гербе Волосово мы видим символ старца, сидящего на троне с выходящими из-за него медведем (культ Велеса связан с почитанием медведя как хозяина животных) и быком символизируют образ Велеса (Волоса) как «скотьего бога».
Велесов камень, лес Волосовского района
Валун высотой более 5-ти метров и более 38 метров в обхвате. На вершине валуна имеются выступы на подобии ступеней, к сожалению, не понятно природное это явление или же дело рук человека.
Велесов камень
На его поверхности имеется несколько петроглифов – на вершине можно рассмотреть знаки латиницы, на северной стороне камня есть два косых креста размерами примерно 40х30см. Есть две версии их происхождения: по одной – эти кресты оставлены православными христианами в период борьбы с «языческими пережитками» в 16 веке, по другой – они интерпретируются как рунические знаки.
Left
Right
Перун - бог-громовержец, покровитель воинов. Почитали бога и в стольном Киеве, где стоял Перун на горе у Днепра, и в вольном Новгороде, где на острове посреди Волхова стояло капище Перуна, а волхвы и днем и ночью жгли костры.
«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, то есть богом огня, ибо русские огонь называют „перун". И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью»
(с) Адам Олеарий, 1654 г.


До сих пор на местах тех стоит монастырь, и место "удерживает имя идола" - Перынский скит.
Перынский скит
Монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год.
Перынский скит
В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.
Left
Right
Даждьбог (Дажьбог, Дажбог) - бог-солнце, сын Сварога.
«…сего ради прозваша и богъ Сварог… и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогь… Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ»
(с) Ипатьевская летопись
В "Слове о Полку Игоревом" славян называют "внуками Даждьбожьими", призывая прекратить междоусобицы и объединиться перед лицом внешних врагов:

«Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась»

«Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена»

Сварог (Сварожич) - бог-творец, небесный кузнец, бог огня. Некоторые исследователи считают Сварога - праотцом, верховным богом, "отцом небесным".

«В городе [Ридегосте] нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины»
(с) Титмар из Мерзебурга. «Хроника»

Мокошь (Макошь, Макоша) - матерь урожая, подательница благ, покровительница брака и семейного счастья. Мокошь - единственное женское божество, чей идол стоял в пантеоне князя Владимира в Киеве наравне с мужскими.

«Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници»
(с) «Слово о мздоимании» по списку XVI века


Наша сувенирная продукция
Правильные подарки на память долгую
Made on
Tilda